Утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования
Дата подписания: 05.08.2013
Дата публикации: 19.08.2013 00:00
В соответствии с частью 5 статьи 97 Федерального закона "Об образовании
в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила осуществления мониторинга системы образования;
перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления,
осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации
предельной численности работников заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных
соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете
на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных
функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании
законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4378.
Правила осуществления мониторинга системы образования
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мониторинга системы
образования (далее - мониторинг).
2. Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и
реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования,
непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития
образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности
функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых
для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований
законодательства об образовании.
3. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку,
систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный
анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе
указанной информации (далее - сбор, обработка и анализ информации).
4. Организация мониторинга осуществляется Министерством образования и науки
Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении
организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы
государственной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами
местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее
- органы местного самоуправления).
Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются
Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с
перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 662.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации при проведении
мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в отношении
составляющих системы образования, предусмотренных частью 1 статьи 10
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", вне
зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ и
организационно-правовых форм организаций, входящих в систему образования, за
исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, указанных в статье 81 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации" (далее - федеральные государственные организации).
Мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правительству
Российской Федерации, осуществляет Министерство образования и науки Российской
Федерации.
Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным
государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в
отношении этих организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении
мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля
качества образования и выявления нарушения требований законодательства об
образовании.
Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении
организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при
проведении мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор,
обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом "Об
образовании в Российской Федерации".
По решению органов государственной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организационно-техническое
и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с
привлечением иных организаций в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
6. Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического
наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований,
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), информации, опубликованной в средствах массовой
информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления от организаций и граждан, предусмотренной перечнем, указанным в
пункте 4 настоящих Правил.
7. Мониторинг проводится органами государственной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками
проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами.
Порядок проведения мониторинга федеральных государственных организаций
устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и
полномочия учредителя в отношении этих организаций.
8. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы
образования ежегодно публикуются на официальных сайтах органов государственной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в сети "Интернет" в виде итоговых отчетов по
форме, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации
(далее - итоговые отчеты), не реже 1 раза в год в соответствии со сроками,
установленными органами государственной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных государственных
организаций размещению в сети "Интернет" не подлежат.
9. Органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября года,
следующего за отчетным, представляют в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации итоговые отчеты.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, иные федеральные
государственные органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие
образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а также образовательные организации, подведомственные Правительству
Российской Федерации, ежегодно, не позднее 25 ноября года, следующего за
отчетным, представляют в Министерство образования и науки Российской Федерации
итоговые отчеты, за исключением итоговых отчетов в отношении федеральных государственных
организаций.
10. Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно, не позднее
25 декабря года, следующего за отчетным, представляет в Правительство
Российской Федерации отчет о результатах мониторинга, содержащий результаты
анализа состояния и перспектив развития образования, подготовленный на
основании итоговых отчетов Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки, иных федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении
организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах
мониторинга размещается на официальном сайте Министерства образования и науки
Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее 1 месяца со дня его
представления в Правительство Российской Федерации.
Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу
I. Общее образование
1. Сведения о развитии дошкольного образования:
а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения,
получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по образовательным программам дошкольного образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня
заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных
образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе
ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную
деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
дошкольных образовательных организациях.
2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования:
а) уровень доступности начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования и численность населения, получающего
начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по образовательным программам начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования;
в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных
общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы
педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных
организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования;
ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным
программам, здоровьесберегающие условия, условия организации
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных
организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация
организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а
также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части
реализации основных общеобразовательных программ;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
общеобразовательных организациях.
II. Профессиональное образование
3. Сведения о развитии среднего профессионального образования:
а) уровень доступности среднего профессионального образования и численность
населения, получающего среднее профессиональное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по образовательным программам среднего профессионального образования;
в) кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования в части реализации
образовательных программ среднего профессионального образования, а также оценка
уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,
реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
д) условия получения среднего профессионального образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные
достижения выпускников организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе
ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную
деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования в части
обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального
образования;
и) структура профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего
профессионального образования (в том числе характеристика филиалов);
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных
программ среднего профессионального образования.
4. Сведения о развитии высшего образования:
а) уровень доступности высшего образования и численность населения, получающего
высшее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по образовательным программам высшего образования;
в) кадровое обеспечение образовательных организаций высшего образования и иных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
образовательных программ высшего образования, а также оценка уровня заработной
платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение образовательных
организаций высшего образования и иных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации образовательных программ
высшего образования;
д) условия получения высшего профессионального образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные
достижения выпускников организаций, реализующих программы высшего образования;
ж) финансово-экономическая деятельность образовательных организаций высшего
образования в части обеспечения реализации образовательных программ высшего
образования;
з) структура образовательных организаций высшего образования, реализующих
образовательные программы высшего образования (в том числе характеристика
филиалов);
и) научная и творческая деятельность образовательных организаций высшего
образования, а также иных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, связанная с реализацией образовательных программ высшего
образования;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
образовательных программ высшего образования.
III. Дополнительное образование
5. Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых:
а) численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным
программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по дополнительным общеобразовательным программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных
общеобразовательных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и
реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
е) финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных
общеобразовательных программ;
ж) структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе
характеристика филиалов);
з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
дополнительных общеобразовательных программ;
и) учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам
дополнительного образования детей.
6. Сведения о развитии дополнительного профессионального образования:
а) численность населения, обучающегося по дополнительным профессиональным
программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по дополнительным профессиональным программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;
г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных
профессиональных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным профессиональным программам (в том числе ликвидация и
реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
е) условия освоения дополнительных профессиональных программ лицами с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
ж) научная деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, связанная с реализацией дополнительных профессиональных программ;
з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации
дополнительных профессиональных программ;
и) профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы
дополнительного профессионального образования.
IV. Профессиональное обучение
7. Сведения о развитии профессионального обучения:
а) численность населения, обучающегося по программам профессионального
обучения;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса по основным программам профессионального обучения;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную
деятельность в части реализации основных программ профессионального обучения;
г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части реализации основных программ
профессионального обучения;
д) условия профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов;
е) трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности)
выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
основным программам профессионального обучения (в том числе ликвидация и
реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в части обеспечения реализации основных программ
профессионального обучения;
и) сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе.
V. Дополнительная информация о системе образования
8. Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы
труда:
а) интеграция образования и науки;
б) участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и
осуществлении образовательной деятельности.
9. Сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным
пространством.
10. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности
системы образования:
а) оценка деятельности системы образования гражданами;
б) результаты участия обучающихся лиц в российских и международных
тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных
мероприятиях;
в) развитие механизмов государственно-частного управления в системе
образования;
г) развитие региональных систем оценки качества образования.
11. Сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том
числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования):
а) социально-демографические характеристики и социальная интеграция;
б) ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных достижениях;
в) образование и занятость молодежи;
г) деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий
социализации и самореализации молодежи.
Материал опубликован по адресу: http://www.rg.ru/2013/08/19/monitoring-site-dok.html